О ветеране Евгение Васильевиче Павлове

На фото 1978 года запечатлён во время пожарно-тактических учений Сыктывкарского пожарного гарнизона ветеран Великой Отечественной войны и пожарной охраны Республики Коми Евгений Васильевич ПАВЛОВ (1926 – 2009гг.):

«Таким его и помнят: улыбка и мудрая смешинка в глазах…»

Статной выправки «грудь колесом» у Евгения Васильевича никогда не было. И ростом не вышел. Короче, – «не герой». Но что-то сразу притягивало к нему людей – то ли улыбка, то ли мудрая смешинка какая в глазах. И рукопожатие было у него сильное, настоящее, крепкое.

Родился Евгений Павлов в 1926 году в деревне Слащиха Ивановской об-ласти в многодетной крестьянской семье. К тяжелому труду он привык с ран-него детства. В 1942-м отправили 16-летнего восьмиклассника Женю Павлова на военное строительство. В Нижегородской области рыл котлованы, землю на себе носил. А после стройки, по направлению военкомата, Женька оказался на военных учениях: в сорока километрах от Горького в бывшем пионерлагере базировались гвардейские «Катюши». После девяти месяцев учебы на связиста в августе сорок третьего 17-летний Евгений Павлов попал на Карельский фронт. Там он и узнал, что такое война:

«Я воевал в дивизионе «катюш», сначала радистом, потом связистом. Непростое это дело – проложить телефонный кабель на огневую позицию, с которой передавали координаты фашистов. Их я сообщал командиру. А тот, сориентировавшись по прибору, давал команду боевому расчету. А потом «катюши» давали свой знаменитый залп.

Телефонные провода крепили, в основном, на деревьях, а фашисты не скупились на минометные обстрелы по нашим «катюшам». Деревья, когда падали, рвали телефонную линию. Капитан Румакин, командир наших «катюш», был очень строг, иногда слишком строг, не раз мне приходилось бежать под пули, чтобы срочно восстанавливать линию. Никогда не забуду один случай: дождь хлещет, минометный обстрел, а капитан на тонких ногах в больших галифе мечется с пистолетом в руке и кричит: «Давай связь!» Наш командир взвода связи отвечает ему: «Товарищ капитан, перейдем на рацию, и будет у нас связь». А тот свое: «Давай связь, а то застрелю!». Мой командир приказывает мне: «Женька, беги, а то ведь он точно застрелит!». Взял я винтовку, катушку кабеля, полевой телефон и бегом по линии огня. Все вокруг гремит, свистит, мины рвутся, а я бегу, только думаю об этом разрыве. Нашел разорванный кабель, все зачистил, соединил, проверил, есть ли связь, и обратно. Командир взвода подходит ко мне: «Тебе лишние сто грамм наркомовских!» Я их старшему связисту Кулешову отдал... Многих наших тогда минами убило. Не знаю, почему не меня…

А своего напарника – Кулешова - мне жалко было. Он уже пожилой был, за сорок, за мной, молодым, угнаться не мог. Положено, конечно, вдвоем было ходить на проверку линии связи. Но мне сподручней было одному, я легкий был, в снегу не тонул, и быстрей мог обернуться. Пули, конечно, свистят, но ничего. Старшие меня ругали: «Рискуешь! Может, немцы нашли наш кабель и специально оборвали, ждут, когда ты к ним в плен придешь». Плена, конечно, мы боялись больше смерти. Но у меня всегда с собой граната была…

Ранение было, но так, осколок, не серьёзно. А вот страшнее огня в Карелии был мороз. Как-то, уже в сорок четвертом, в мороз после боя отправили нас собирать патроны. Целый день ходили по лесам, по озерам. Собирали мы патроны, любовались природой, пока совсем не окоченели. Мороз жуткий стоял! У меня на сапогах тяжелые наледи образовались. Упал, идти не могу дальше, ног не чувствую. Стрелять стал – товарищей звать. Как оказалось, ноги я обморозил очень сильно. Нашу часть тогда на юг отправили, а меня – в госпиталь. Вторую группу инвалидности дали».

Так закончилась для восемнадцатилетнего бойца Красной Армии Евгения Павлова война. Началось путешествие по госпиталям. Три госпиталя пришлось сменить бывшему связисту, пока он не смог выправиться от обморожений. На фронт с инвалидностью его уже не взяли. Да и в родной Ивановской области работу найти не удалось. А вот на севере, в Коми АССР, пожалуйста – мужчины-фронтовики были нужны. Так, в нашей республике Евгений Васильевич 9 мая 1945 года встретил Победу. А в 1949 году пришел служить в пожарную охрану Сыктывкара.

Евгений Павлович вспоминал: «В 50-е годы тяжело было работать в пожарной команде… Пожары случались часто. Постройки в Коми крае, как в городах, так и селах были в основном деревянными, дороги грунтовыми, раскисавшими весной и осенью… пожарных гидрантов не было, телефонная связь отсутствовала… Тогда в пожарной охране были ещё конно-бочечные ходы…» Зимой 1954 года Е.В.ПАВЛОВА отправили за пожарными машинами в Москву. Несмотря на страшный мороз, 5 суток пожарные лично охраняли машины на открытых железнодорожных платформах и в движущемся эшелоне. Не-смотря на трудности, техника в Сыктывкар была доставлена в срок. А ещё, вспоминал ветеран, летом, в свободное от дежурства время личный состав занимался на лугах за городом заготовкой сена для конного пожарного обоза, а зимой – заготовкой дров для пожарного депо.

Прослужил Е.В.Павлов в Сыктывкарском пожарном гарнизоне 37 лет начальником караула. Тушил пожары, спасал людей. Справлялся со своей инвалидностью, хотя признавался, что в морозы сильно болели отмороженные ноги. И никто никогда не слышал от него жалоб на самочувствие. Начальник пожарного караула не раз спасал от огня народное имущество на сложных пожарах, случавшихся на территории крупного деревоперерабатывающего комбината в Сыктывкаре. В 60-е годы отличился Евгений Васильевич при тушении тогда ещё деревянного здания Коми республиканской больницы, где студёной зимней ночью пришлось вначале эвакуировать больных, а затем с риском для жизни выносить из горящих помещений кислородные баллоны. Жарким летом, когда в сыктывкарском местечке Заречье огнем было охвачено 32 жилых деревянных дома, начальник караула Павлов первым прибыв на пожар, не допустил гибели и травм среди жильцов. Вручение знака «Лучший работник пожарной охраны» стало подтверждением высокого профессионализма Евгения Васильевича, как опытного пожарного. Своим большим опытом ветеран охотно делился с товарищами, с молодым пополнением огнеборцев, для которых являлся непререкаемым авторитетом, простым, всегда приветливым и жизнерадостным в общении.

Евгений Васильевич был заядлым рыбаком. Северные речные пейзажи, увиденные им на рыбалке, вдохновили ветерана в свободное от службы время писать картины акварелью и маслом. Признавался, что к этому у него с детства страсть: «Да и на войне, – вспоминал Павлов, – сидишь, бывало с котелком и ножичком на нем рисуешь – повариха художествами моими очень довольна была». В основном писал природу, пейзажи. Живопись также помогала преодолевать болезни и военные раны.

В 1986 году Е.В.Павлов ушел на заслуженный отдых. На груди у Евгения Васильевича не было много наград. Но ценность тех, что были, известна всем: орден Великой Отечественной войны, медали «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», «За доблестный труд».

Находясь на пенсии, Евгений Васильевич занимался общественной работой, активно участвовал в патриотическом воспитании личного состава пожарной охраны. Встречаясь с бойцами, он всегда на понятном языке, по простому мог донести до огнеборцев важную информацию в деле борьбы с огнем, проникновенно объяснить важность таких понятий, как верность долгу и любовь к Родине.

В 2009 году фронтовика – огнеборца не стало. Однако остались его письменные воспоминания, бережно хранящиеся на пожарно-технической выставке Главного управления МЧС России по Республике Коми, остался фото-портрет этого замечательного неунывающего человека. Осталась память и наша благодарность.

Лобанов Петр Николаевич, ветеран МЧС России.

Руководитель пожарно-технической выставки

Главного управления МЧС России по Республике Коми.


Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (8212) 40-98-10
Приёмная
8 (8212) 29-99-99
Единый «телефон доверия»
info@11.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)