Приказ от 7 декабря 2005 года «Об утверждении положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2006 г.
N 7443
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
N 877
МИНИСТЕРСТВО ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СВЯЗИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 138
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 597
ПРИКАЗ
от 7 декабря 2005 года
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 г. N 1544-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 44, ст. 4334) приказываем:
Утвердить прилагаемое Положение по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения.
Министр Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий
С.К.ШОЙГУ
Министр
информационных технологий
и связи Российской Федерации
Л.Д.РЕЙМАН
Министр культуры
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
А.С.СОКОЛОВ
Приложение
к Приказу МЧС России,
Мининформсвязи России
и Минкультуры России
от 7 декабря 2005 г. N 877/138/597
ПОЛОЖЕНИЕ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
I. Общие положения
1. Положение по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения разработано на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 г. N 1544-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 44, ст. 4334) в соответствии с Федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648), от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799), от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005), от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2895), Указом Президента Российской Федерации от 13 августа 2001 г. N 1031 "О создании федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 34, ст. 3486) и предназначено для использования федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организациями связи, операторами связи, федеральным государственным унитарным предприятием "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" и его филиалами и организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание (далее - организации связи, операторы связи и организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание), независимо от форм собственности, осуществляющими в установленном порядке эксплуатационно-техническое обслуживание систем оповещения населения (далее -территориальные системы оповещения).
2. Постоянная готовность к использованию территориальных систем оповещения достигается своевременным и качественным эксплуатационно-техническим обслуживанием технических средств оповещения.
3. Эксплуатационно-техническое обслуживание включает в себя комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии, восстановлению работоспособности технических средств оповещения, выполняемых в период их использования по назначению.
4. К мероприятиям эксплуатационно-технического обслуживания относятся:
техническое обслуживание;
текущий ремонт;
планирование и учет эксплуатации и ремонта;
5. Общее руководство эксплуатационно-техническим обслуживанием технических средств оповещения осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
6. Эксплуатационно-техническое обслуживание технических средств оповещения осуществляется организациями связи, операторами связи или организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. На эксплуатационно-техническое обслуживание организациям связи, операторам связи или организациям, осуществляющим теле- и (или) радиовещание, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации передаются по актам технические средства оповещения, находящиеся в исправном (работоспособном) состоянии, имеющие полный комплект эксплуатационно-технической документации, средства измерений, запасные части, инструмент и принадлежности (далее - ЗИП).
Списание и утилизация технических средств оповещения осуществляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в установленном порядке.
8. Своевременное и качественное выполнение работ по эксплуатационно-техническому обслуживанию технических средств оповещения достигается:
планированием эксплуатационно-технического обслуживания;
систематическим контролем, осуществляемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за техническим состоянием и готовностью территориальных систем оповещения к использованию по предназначению;
своевременным и полным обеспечением технических средств оповещения ЗИП;
качественным метрологическим обеспечением;
высокой профессиональной подготовкой специалистов по эксплуатационно-техническому обслуживанию и текущему ремонту;
непрерывным и эффективным управлением силами и средствами эксплуатационно-технического обслуживания и текущего ремонта;
наличием достоверных сведений о техническом состоянии технических средств оповещения;
изучением и обобщением опыта эксплуатационно-технического обслуживания, внедрением прогрессивных методов технического обслуживания и текущего ремонта.
9. Состояние технических средств оповещения определяется их соответствием техническим характеристикам, установленным в технических условиях (эксплуатационной документации).
10. Технические средства оповещения, в зависимости от технического состояния, оцениваются как исправные (работоспособные) и неисправные (неработоспособные).
11. Технические средства оповещения являются работоспособными, если они в состоянии выполнять заданные функции, сохраняя значения заданных параметров в пределах, установленных эксплуатационной документацией.
12. Технические средства оповещения являются неработоспособными, если значение хотя бы одного из параметров не соответствует нормам, установленным эксплуатационной документацией.
II. Организация эксплуатационно-технического обслуживания
технических средств оповещения
13. Организация эксплуатационно-технического обслуживания, контроль за состоянием и поддержанием технических средств оповещения в постоянной готовности к использованию по предназначению осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
14. Подготовка специалистов по техническому обслуживанию технических средств оповещения организуется и проводится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по заявкам руководителей организаций связи, операторов связи и организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание.
15. К самостоятельной работе по обслуживанию технических средств оповещения допускаются работники, имеющие профессиональную подготовку, соответствующую характеру работы.
16. Специалисты, ответственные за своевременное и качественное выполнение технического обслуживания и текущего ремонта технических средств оповещения, назначаются руководителями организаций связи, операторов связи и организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, из числа лиц, допущенных к эксплуатационно-техническому обслуживанию технических средств оповещения.
Для проведения наиболее сложных видов технического обслуживания и ремонта, приказами руководителей организаций связи, операторов связи и организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, могут создаваться группы (бригады) обслуживания и ремонта из наиболее квалифицированных специалистов, допущенных к эксплуатационно-техническому обслуживанию технических средств оповещения.
17. Основными задачами технического обслуживания технических средств оповещения являются:
предупреждение преждевременного износа механических элементов и отклонения электрических параметров технических средств оповещения от заданных норм;
выявление и устранение неисправностей путем проведения текущего ремонта;
доведение параметров и характеристик технических средств оповещения до норм, установленных эксплуатационно-технической документацией;
анализ причин возникновения неисправностей;
продление сроков службы технических средств оповещения;
планирование технического обслуживания.
18. Для технических средств оповещения предусматриваются следующие виды технического обслуживания:
ежедневное техническое обслуживание (ЕТО);
техническое обслуживание N 1 (ТО-1);
техническое обслуживание N 2 (ТО-2).
19. Ежедневное техническое обслуживание проводится на технических средствах оповещения, работающих непрерывно, и предусматривает проверку:
наличия и состояния основных комплектующих блоков, средств измерений и запасного имущества;
исправности источников электроснабжения и готовности их к применению;
надежности крепления блоков и соединения электрических разъемов;
наличия и правильности ведения эксплуатационно-технической документации;
работоспособности и проведения необходимых регулировок технических средств оповещения по встроенным приборам.
Работы в объеме ЕТО проводятся специалистами, допущенными к эксплуатационно-техническому обслуживанию технических средств оповещения. О результатах проведения ЕТО делается отметка в книге учета технического состояния технических средств оповещения (приложение N 1).
20. Техническое обслуживание N 1 проводится один раз в месяц независимо от интенсивности использования технических средств оповещения и предусматривает выполнение следующих основных работ:
работы в объеме ЕТО;
детальный осмотр и чистку технических средств оповещения;
проверку работоспособности технических средств оповещения с использованием встроенных систем контроля и автономных средств измерений;
проведение при необходимости электрических и механических регулировок, а также чистки и смазки трущихся частей.
Работы в объеме ТО-1 организуются и контролируются руководителями организаций связи, операторов связи и организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, принявших технические средства оповещения на эксплуатационно-техническое обслуживание, и проводятся специалистами, допущенными к выполнению всех видов технического обслуживания и текущего ремонта технических средств оповещения.
Результаты ТО-1 записываются в книгу учета технического состояния технических средств оповещения.
21. Техническое обслуживание N 2 проводится один раз в год и предусматривает выполнение следующих основных работ:
работы в объеме ТО-1;
измерение параметров и характеристик технических средств оповещения, установленных в эксплуатационной документации, и доведение их до заданных норм;
проверку и замену некачественных (неработоспособных) элементов технических средств оповещения;
проверку правильности ведения формуляров (паспортов) и другой эксплуатационной документации и порядка их хранения.
Работы в объеме ТО-2 организуются и контролируются руководителями организаций связи, операторов связи и организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, принявших технические средства на эксплуатационно-техническое обслуживание, и проводятся специалистами, ответственными за техническое обслуживание и текущий ремонт технических средств оповещения или группами (бригадами) обслуживания и ремонта, под руководством главного инженера (заместителя руководителя).
Результаты ТО-2 и значения измеренных параметров заносятся в формуляры (паспорта) и в книгу учета технического состояния технических средств оповещения.
22. Техническое обслуживание при переходе к эксплуатации в осенне-зимний и весенне-летний периоды на средствах оповещения, эксплуатирующихся вне отапливаемых помещений, совмещается с проведением ТО-1 или ТО-2.
23. Содержание работ по каждому виду технического обслуживания технических средств оповещения определяется технологическими картами, составленными в соответствии с эксплуатационно-технической документацией для каждого типа технических средств оповещения, в которых приводятся перечни операций, последовательность и технология их выполнения, необходимые средства измерения, инструмент и расходные материалы.
24. В целях обеспечения непрерывности работы территориальных систем оповещения перед началом технического обслуживания производится подготовка и проверка резервной аппаратуры и линий связи. При отсутствии возможности резервирования аппаратуры и линий связи на период технического обслуживания допускается одновременное выключение не более 10% направлений оповещения.
Разрешение на выключение действующих технических средств оповещения для проведения планового ТО-1 (ТО-2) дают оперативные дежурные пункта управления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
25. Планирование эксплуатационно-технического обслуживания технических средств оповещения организуют должностные лица уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
26. Основными документами и исходными данными для планирования эксплуатационно-технического обслуживания технических средств оповещения являются:
эксплуатационная документация по типам технических средств оповещения;
состояние технических средств оповещения;
наличие запасного имущества и принадлежностей, средств измерений, необходимых для проведения эксплуатационно-технического обслуживания.
27. Основными планирующими документами по эксплуатационно-техническому обслуживанию являются:
план-график технического обслуживания технических средств оповещения территориальной системы оповещения субъекта Российской Федерации на предстоящий год;
план проведения ТО-1;
план подготовки и проведения ТО-2.
28. План-график проведения технического обслуживания технических средств оповещения территориальной системы оповещения субъекта Российской Федерации на предстоящий год с указанием времени выполнения работ в объемах ТО-1 и ТО-2 и ответственных исполнителей разрабатывается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (приложение N 2) и согласовывается с организацией связи, оператором связи и организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, принявшими технические средства оповещения на эксплуатационно-техническое обслуживание.
29. План проведения ТО-1 (приложение N 3) разрабатывается организацией связи, оператором связи и организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, принявшими технические средства оповещения на эксплуатационно-техническое обслуживание.
30. План подготовки и проведения ТО-2 технических средств оповещения (приложение N 4) разрабатывается организацией связи, оператором связи или организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, принявшими технические средства оповещения на эксплуатационно-техническое обслуживание.
В плане подготовки и проведения ТО-2 отражаются:
подготовительные мероприятия по проведению ТО-2;
порядок проведения технического обслуживания;
мероприятия по контролю качества выполнения технического обслуживания.
Результаты работы по проведению ТО-2 оформляются актом (приложение N 5), который хранится в течение очередного календарного года. Один экземпляр акта представляется в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
31. Мероприятия по подготовке технических средств оповещения к летней (зимней) эксплуатации включаются в план проведения ТО-1 и (или) ТО-2.
При этом предусматривается:
изучение со специалистами особенностей эксплуатации технических средств оповещения в предстоящем периоде;
выполнение работ в объеме ТО-1 (ТО-2) и по переводу технических средств оповещения для эксплуатации в летних (зимних) условиях;
порядок организации контроля за качеством технического обслуживания.
32. Основными документами по учету технического обслуживания технических средств оповещения являются:
формуляр;
книга учета технического состояния технических средств оповещения.
33. Формуляр является основным документом, в котором ведутся записи по использованию, техническому состоянию, ремонту и перемещению технических средств оповещения.
Сохранность формуляра, своевременное и правильное его ведение обеспечивает специалист, ответственный за своевременное и качественное выполнение технического обслуживания и текущего ремонта технических средств оповещения.
Все записи в формуляре должны быть разборчивыми. Подчистки и незаверенные исправления не допускаются. Должности и фамилии лиц, вносивших записи в формуляр, должны быть записаны разборчиво.
34. В случае утраты или порчи формуляра должен быть заведен его дубликат.
35. В процессе эксплуатации технических средств оповещения в формуляре должны отражаться:
сведения о поступлении технических средств оповещения, назначении ответственных лиц за эксплуатационно-техническое обслуживание технических средств оповещения, а также о всех последующих изменениях, включая передачу в другие структурные подразделения организации связи, оператора связи или организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, принявших технические средства оповещения на эксплуатационно-техническое обслуживание;
учет часов работы (учет ведется помесячно с суммированием данных о наработке за каждый год; на комплексы технических средств оповещения ведется раздельно для каждого комплектующего изделия);
учет отказов и повреждений;
учет технического обслуживания в объеме ТО-2 с занесением результатов измерения всех параметров и характеристик;
сведения о ремонте с указанием вида ремонта, места и времени его проведения и о доработках;
сведения об изменении категории, назначении и другие данные, предусмотренные разделами формуляра.
36. В книге учета технического состояния технических средств оповещения записываются:
время включения в работу, вынужденные перерывы в работе и их причины, время окончания использования по предназначению;
время проведения ЕТО, ТО-1 и ТО-2, кто выполнял работы, выявленные неисправности и выполненные работы по их устранению;
результаты контроля должностными лицами качества технического обслуживания;
результаты периодического контроля должностными лицами технического состояния технических средств оповещения.
III. Организация текущего ремонта
технических средств оповещения
37. Текущий ремонт технических средств оповещения является неплановым и включает в себя работы по восстановлению их работоспособности после отказов и повреждений путем замены и (или) восстановления отдельных составных блоков (элементов). К текущему ремонту относятся работы по поиску и замене отказавших легкосъемных функциональных блоков, узлов и элементов, а также другие восстановительные работы, не требующие использования специального ремонтного оборудования.
Восстановление неработоспособных технических средств оповещения (функциональных блоков, узлов и элементов) осуществляется в специализированных мастерских (на заводах-изготовителях) по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
38. Текущий ремонт проводится специалистами, ответственными за своевременное и качественное выполнение технического обслуживания и текущего ремонта технических средств оповещения.
39. Для текущего ремонта технических средств оповещения используются одиночные и групповые комплекты ЗИП (ЗИП-О и ЗИП-Г), а также запасные части, закупаемые отдельно.
40. На группы (бригады) обслуживания и ремонта возлагается:
выполнение текущего ремонта технических средств оповещения;
проведение измерений и доведение до установленных норм параметров при техническом обслуживании технических средств оповещения в объеме ТО-2;
планирование и учет технического обслуживания и ремонта;
сбор и обобщение данных о надежности;
организация рекламационной работы;
контроль качества выполнения ремонта и технического обслуживания (технического состояния).
При необходимости в организациях, осуществляющих техническое обслуживание, могут оборудоваться пункты ремонта технических средств оповещения.
IV. Контроль технического состояния
технических средств оповещения
41. Основными задачами контроля технического состояния являются:
определение степени готовности технических средств оповещения к использованию по назначению;
оценка организации и качества выполнения технического обслуживания и ремонта технических средств оповещения;
своевременное принятие мер по устранению выявленных недостатков.
42. Контроль технического состояния технических средств оповещения осуществляется должностными лицами или комиссиями в соответствии с планами основных мероприятий федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, его территориальных органов или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Проверки технического состояния технических средств оповещения должны проводиться, как правило:
федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны - не более одного раза в пять лет;
территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны - не более одного раза в три года;
уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - не более одного раза в год.
43. Во время проведения контроля технического состояния проверяется:
комплектность и внешнее состояние технических средств оповещения;
работоспособность технических средств оповещения;
своевременность и качество проведения технического обслуживания и ремонта;
наличие и правильность ведения эксплуатационной документации.
44. При проверке комплектности и внешнего состояния технических средств оповещения определяется:
соответствие фактического наличия составных частей и ЗИП комплекту поставки и записям в формуляре;
соответствие номеров на технических средствах оповещения, ее блоках и панелях номерам, указанным в формуляре;
состояние корпусов, лицевых панелей технических средств оповещения;
состояние антенно-фидерных устройств, кабелей и межблочных кабельных соединений;
соответствие предохранителей установленным номиналам;
наличие и состояние устройств заземления;
состояние органов управления, настройки и встроенных средств измерений;
надежность крепления технических средств оповещения, приборов, блоков и панелей.
45. При проверке работоспособности технических средств оповещения оценивается возможность их использования по назначению по встроенным системам контроля и средствам измерений в соответствии с порядком подготовки к работе, предусмотренным инструкцией по эксплуатации.
46. При проверке своевременности и качества проведения технического обслуживания определяется:
фактическое состояние технических средств оповещения;
наличие записей о выполнении работ технического обслуживания с требуемой периодичностью в формуляре и книге учета технического состояния;
полнота технического обслуживания;
квалификация специалистов, за которыми закреплены технические средства оповещения, по выполнению операции технического обслуживания.
47. При проверке наличия и правильности ведения эксплуатационной документации определяется:
состав документации, ее состояние и условия хранения;
наличие и правильность записей в формулярах (паспортах);
правильность ведения книги учета технического состояния;
соблюдение сроков калибровки средств измерений и электрических испытаний защитных средств.
48. Мероприятия по контролю технического состояния технических средств оповещения осуществляются назначенными комиссиями (должностными лицами) с участием представителей организаций, осуществляющих их эксплуатационно-техническое обслуживание.
49. Количество проверяемых образцов технических средств оповещения определяется планом проверки.
50. До начала проверки председателю комиссии (должностному лицу), осуществляющему проверку, руководитель организации связи, оператора связи или организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, представляет справку-доклад о наличии и состоянии технических средств оповещения (приложение N 6).
51. Техническое состояние технических средств оповещения, организация и качество технического обслуживания могут оцениваться "удовлетворительно" или "неудовлетворительно".
Оценка "удовлетворительно" выставляется при выполнении следующих требований:
периодичность, качество и сроки проведения технического обслуживания соблюдаются, готовность технических средств оповещения к использованию по назначению обеспечивается;
планирующие документы по организации технического обслуживания технических средств оповещения разработаны правильно и утверждены;
контроль качества и своевременности выполнения работ по техническому обслуживанию осуществляется своевременно;
учет проведенного технического обслуживания и израсходованных при этом запасных элементов и расходных материалов ведется.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется при невыполнении одного из первых двух требований или двух последних.
52. По результатам проверки составляется акт.
Акт представляется для ознакомления руководителю проверенной организации связи, оператора связи и организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, принявших технические средства оповещения на эксплуатационно-техническое обслуживание.
Председателем комиссии (должностным лицом), проводившей проверку, не позднее 10 дней после ее окончания акт представляется на утверждение руководителю (заместителю руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, его территориального органа или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации соответственно.
V. Виды и порядок проведения технических проверок
готовности территориальных систем оповещения
53. С целью поддержания территориальных систем оповещения в постоянной готовности к использованию проводятся следующие виды проверок:
комплексные технические проверки готовности территориальных систем оповещения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации оповещения до населения, проживающего на данной территории;
технические проверки готовности территориальных систем оповещения к задействованию без включения оконечных средств оповещения населения.
54. Комплексные технические проверки проводятся не реже одного раза в год комиссией в составе представителей уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, а также организации связи, оператора связи и организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, принявших технические средства оповещения на эксплуатационно-техническое обслуживание.
План проведения комплексной технической проверки (приложение N 7) разрабатывается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и утверждается руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Результаты комплексной проверки оформляются актом.
В акте указывается:
время, место и вид проверки;
результаты проверки;
рекомендации по повышению готовности территориальных систем оповещения;
выводы.
Акт утверждается руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
55. Технические проверки готовности территориальной системы оповещения к использованию проводятся оперативными дежурными пункта управления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации путем ежедневной передачи сигнала (или речевого сообщения) "Техническая проверка" без включения оконечных средств оповещения населения с последующей записью результатов в книгу учета технического состояния технических средств оповещения.
56. Перед проведением указанных проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска территориальных систем оповещения.